Несмотря на то, что до сих пор в почтовых ящиках в определенный промежуток времени появляются бумажные квитанции — счета за услуги ЖКХ, прошли те времена, когда в отделениях стояли длинные очереди из желающих их оплатить. Теперь таких клиентов у банка все меньше и меньше. А все потому, что современная система интернет-банкинга позволяет оплачивать услуги ЖКХ не выходя из дома. Это удобнее, потому что экономится время и силы, и дешевле, так как комиссия банка в этом случае гораздо меньше. Если разобраться, то и сам процесс оплаты очень прост на практике.
Авторизация
Итак, чтобы оплатить ЖКХ через систему «Сбербанк Онлайн», нужно войти в «личный кабинет». Для этого надо ввести логин и пароль специальную форму.
Подтверждаем с помощью смс свою личность.
После ввода пароля из смс, который система пришлет через «Мобильный банк», оказываемся в главном меню «личного кабинета». Вверху, на зеленом фоне, видим надпись «Платежи и переводы». Переходим по этой ссылке дальше.
Теперь перед нами список всех возможных получателей оплаты. Что бы не запутаться в этом огромном многообразии, необходимо внимательно рассмотреть бумажные квитанции, пришедшие по почте. Какие именно они будут, зависит от управляющей компании и поставщиков услуг. Возможно, это отдельные бланки за электроэнергию, газ, водоснабжение, отопление и другие услуги. Но, если эти организации между собой договорятся, то пришлют одну квитанцию, в которой будет указан долг по всем этим показателям сведенный в единый счет за квартплату. Последний вариант удобнее, так как упрощает процедуру оплаты.
Квартплата
Предположим, получена одна квитанция на все долги, называемая «сводный счет», и ее необходимо оплатить. Бланк содержит информацию о счетах по всем коммунальным услугам в виде двух таблиц. В левом столбике верхней таблицы можно увидеть перечень услуг, за которые нужно заплатить. Это отопление, холодная и горячая вода, электроэнергия, содержание жилого помещения. В остальной части указаны единицы измерения, тариф и прочее. В нижней таблице информация по показаниям счетчика.
Выбираем в списке «ЖКХ и домашний телефон» подраздел «квартплата». Нажимаем и переходим далее.
Теперь на экране список всех подходящих организаций в городе. Что бы не перепутать, внимательно смотрим, что написано на бумажной квитанции. Ищем вверху ее название.
Оно же будет и в списке.
Тут же можно увидеть, к каким платежам подключается услуга «Автоплатеж». Нажимаем ссылку «Сводный счет». Система просит уточнить город, в котором находится плательщик. Выбираем свой город в открывшейся вкладке и переходим дальше.
Теперь нужно ввести лицевой счет в специальную графу. Это реквизиты плательщика, без которых нельзя опознать конкретного должника.
Ищем так же на бумажной квитанции. Обычно, лицевой счет находится на видном месте и выделен крупным шрифтом.
Как только заполним графу «лицевой счет» и нажмем «продолжить», появится страница с реквизитами платежа. Желательно ввести показания счетчиков холодной, горячей воды и электроэнергии. Тут же видны показатели за прошлый месяц. Именно эти цифры легли в основу подсчета настоящего долга. Показания счетчиков в данном месяце нужны для следующей оплаты. Если их не предоставить системе, долг будет рассчитан исходя из общих нормативов.
Заполняем все нужные графы и нажимаем «продолжить» внизу страницы.
Система потребует подтверждения операции с помощью смс пароля. Нажимаем «подтвердить по смс».
Как только придет код, вводим его в пустую графу на открывшейся странице.
Выполнив это действие, увидим на экране статус платежа «исполнен». Значит, банк принял распоряжение пользователя и переведет средства на счет поставщика услуг в ближайшее время.
На этой же странице внизу отображается возможность подключить услугу «Автоплатеж». Если планируется регулярно оплачивать таким образом данный счет, то стоит воспользоваться предложением, так как тогда процесс будет гораздо проще.
Подобный алгоритм подойдет для оплаты любых коммунальных услуг. Как по раздельным квитанциям, так и по общим.
Газ
Отдельный счет по обычной квитанции от одного поставщика услуг оплачивается тоже очень просто. Например, чтобы заплатить за газ, нужно выбрать в списке услуг раздел «газ», и совершить переход по этой ссылке.
Система предлагает возможную организацию — получателя. Сравниваем название с квитанцией.
Если это наш поставщик, переходим дальше.
Начинаем заполнять реквизиты. Выбираем вид услуги.
Далее надо ввести штрих-код, который состоит из 26 цифр.
На квитанции он располагается вверху бланка.
Благодаря вводу штрих-кода, больше никакие личные данные система не требует. Они ей уже известны. На новой странице указываем только показания счетчика и можем скорректировать сумму платежа.
Открывается «черновик» чека оплаты.
Проверяем данные, если все верно, нажимаем «подтвердить по смс».
Появляется форма подтверждения, а система присылает код на телефон.
Вводим код и «кликаем» мышкой «подтвердить». Это был последний шаг. Счет оплачен.
Домофон
Предположим, нужно оплатить счет за домофон. Первые три шага точно такие же, как в первом случае: заходим в «личный кабинет», выбираем вкладку «Платежи и переводы», ищем в списке нужную услугу. В данном случае это будет строка «Охранные услуги, домофон». Нажимаем.
Видим список всех организаций, предоставляющих такие услуги в городе. Сравниваем его с бумажной квитанцией. Вверху бланка видим название, которое нам нужно.
Выбираем в списке именно эту организацию и нажимаем на нее.
Открывается страница для заполнения реквизитов плательщика. Вначале нужно выбрать счет, с которого производим оплату. Потом заполнить графу лицевой счет, который можно списать с бланка квитанции.
Он находится рядом со штрих-кодом. Переписываем и нажимаем «продолжить».
Теперь на экране видны все реквизиты платежа. Здесь ничего заполнять не надо, просто проверяем их правильность и нажимаем «продолжить».
Следующая страница точно такая же, только добавляется сумма платежа. Оставляем число таким же или меняем на более удобное. В последнем случае разница в следующем месяце будет учтена при подсчете долга. Проведя необходимые манипуляции, снова жмем «продолжить».
Завершающий шаг — подтверждение платежа по смс.
После отправки кода из сообщения, на экране отразится статус операции «исполнено». Счет оплачен.
Видеонаблюдение
Бывают ситуации, когда найти организацию в списке не так-то просто. И не очень понятно, к какой категории она больше относится. Например, собираемся заплатить за видеонаблюдение, а где его искать, не знаем. Специально для этого случая существует строка для поиска над списком поставщиков услуг. Туда нужно ввести один из критериев: название организации, ее ИНН или расчетный счет.
Найти необходимую для поиска информацию можно на квитанции. Обычно, она сгруппирована в верхней части бланка, рядом со штрих-кодом.
Вводим один из критериев в строку поиска. Например, ИНН организации. Бывает, что такое значение ИНН сразу у двух поставщиков, которых и находит система. Тогда сравниваем остальные параметры с информацией на квитанции и выбираем нужного. Нажимаем на его название.
Теперь по уже знакомому алгоритму заполняем реквизиты плательщика.
Лицевой счет находится в верхней левой части квитанции над штрих-кодом.
После ввода всех данных и нажатия надписи «продолжить», открывается страница с подробными реквизитами платежа. В этой форме есть возможность редактировать сумму.
Последним этапом является подтверждение с помощью пароля из смс.
После этого статус платежа будет «исполнено», что означает погашение долга.
История операций
В целом, все довольно просто, но вначале могут вызвать затруднение некоторые моменты. Например, квитанции у разных организаций отличаются, и не всегда в них легко найти нужную информацию. Не стоит из-за этого отказываться от такого удобного способа оплаты и возвращаться к более традиционному — через кассу. Совершив один раз операцию, печатным бланком можно больше не пользоваться. Программа запоминает и сохраняет совершенные платежи в истории, которую легко просмотреть, открыв ссылку на нее в правой верхней части меню «личного кабинета».
Найти нужный платеж в истории можно по его параметрам, которые известны.
Открыв искомую операцию, опускаемся вниз страницы и видим, что есть возможность платеж повторить, создать как шаблон или подключить к нему услугу «Автоплатеж». В последнем случае вообще не придется больше заходить в систему, что бы погасить долг. Все будет происходить автоматически, но под контролем пользователя через смс оповещения.
Таким образом можно оплатить любой счет по ЖКХ через «Сбербанк Онлайн». Алгоритм действий в каждом отдельном случае имеет свои особенности. Но в целом все доступно и понятно, если следовать подсказкам системы.